С Владимиром Berk Алявдиным, главным белорусским теоретиком doom metal мы беседуем о классическом doom, а также наиболее актуальных его проявлениях – drone и sludge. Berk – автор многочисленных рецензий, обзорных статей по данной теме в Legion, Mузыкальном Журнале и его последователях, Музыкальной газете. Веб-пользователям также хорошо знаком его уникальный черно-белый doom-ресурс Into The Sun.
– Какие doom-стили в сегодня представляют наибольший интерес, как что-то развивающееся и рождающее новые и самобытные коллективы?
– С doom ситуация во многом схожая, как и с другими основными стилями метала. Однако doom metal, на мой взгляд, сегодня является одним из наиболее непопулярных направлений тяжелой музыки. Это еще больше подтверждается путанницой, связанной с определением doom в прессе и среди меломанов. И тут надо определиться, для какой категории людей развитие действительно будет интересным… Получается ситуация, при которой “металлисты со стажем”, узнавая про классические группы вроде PENTAGRAM или SAINT VITUS, смотрят на них как на что-то совершенно диковинное и стиль уже кажется им весьма самобытным. Впрочем, даже вновь открывшие для себя классику, не часто на ней останавливаются – ведь это обычно не так удобоваримо и мелодично, как они привыкли. Однако, сама по себе doom-сцена тоже развивается и весьма активно. Где-то начиная с 2005-го наконец и в нашей стране металлисты начали проявлять интерес к такому загадочному жанру как sludge (поначалу к классике, а это и есть sludge/doom – наследник нашего тяжелого героя ’70-х ). Но, увы, популяризация названия “sludge” привела к тому, что народ начал относить к “сладжу” различные проекты, исполняющие art-core/post-metal – впрочем, на ранней стадии их формирования и правда нередко встречались влияния doom и sludge. Сейчас я вижу большой интерес со стороны метал-общественности к post metal. В Москве даже проводятся якобы ” sludge/doom” концерты, естествеено, представляющий тот самый post metal и уже не имеющие толком отношения к sludge и к doom. Говоря об интересе к развитию doom, придется учитывать очень небольшой круг людей, которые следят именно за развитием от родоначального жанра и сейчас действительно появляются проекты, толково совмещающие drone doom (есть ряд коллективов успешно развивших дело EARTH), sludge, stoner… иногда это дополняется веяниями black metal (как в UNEARTHLY TRANCE), иногда и death (CORRUPTED), однако о группах можно говорить как о продолжателях дела sludge/doom сцены.
Есть ли у doom шансы стать более популярным направлением в нашей стране или он так и останется андеграундом в андеграунде?
Я думаю, что нет. Может только немножко начнут разбираться и распознавать, но вряд ли сыщет большое количество фанатов. Это уже так, результат моих наблюдений…
В глаза бросается вот еще что: тяжелая музыка с годами лишь “тяжелеет” (простите за тавтологию). И это касается doom тоже – нам следует ожидать все более и более экстремальных по звучанию проектов. Любители “дисторшна” в чем-то сродни наркоманам. :) Только здесь это уже больше касается поколений: им требуется все большая доза рева и скрежета, дабы “торкало”. :)
А какая страна наиболее полна интересными doom-коллективами?
Мне кажется, на первом месте все-таки Америка – она породила много очень сильных sludge/doom -проектов, причем с сочным звучанием и особым, злым урбанистическим духом. В Англии поменьше, но тоже хватает, те же ELECTRIC WIZARD – не зря их прозвали “амбассадорами doom”. Они дали большое количество проектов, причем в разных подвидах стиля. Не перестают радовать японцы, которые просто экстремальны и достаточно оригинальны во всем, в том числе и в областях doom. Швеция прославилась, в основном, благодаря одному человеку – Лейфу Эдлингу, который сделал для doom так много, что стоит целой армии музыкантов. :) Не подкачали даже финны (SPIRITUS MORTIS, REVEREND BIZARRE, из sludge наиболее показательны их злодеи LOINEN :))
Как обстоят дела с doom на постсоветском пространстве?
А тенденции положительные все-таки намечаются. :) Украина, например, меня очень порадовала в последнее время. Во-первых, портал justdoom.org сейчас активно развивается именно в том направлении, что соответствует ему названию, на украинские земли уже приезжают с концертами такие коллективы как GRIEF, да и новые украинские sludge/doom/stoner коллективы не могут не радовать. А ведь еще несколько лет назад я думал, что в плане doom-музыки там далеко не лучшая ситуация… Беларусь тоже подает надежды, я вижу, что появляется талантливые коллективы, чьи музыкальные вкусы всецело поддерживаю. В России тоже есть несколько инициаторов, но слишком уж их оттеняют несметные армии псевдо-doom толка… Про Польшу и Прибалтийские государства даже ничего сказать в этом плане не могу.
А как людям далеким от понятия doom, drone и sludge пояснить эти направления, опустив названия, которые им ничего не говорят?
А названиями лучше сразу никого и не грузить, все равно толку не будет, да и вряд ли интерес вызовет. Обычно, когда у меня спрашивали про doom, я просто записывал человеку несколько дисков с mp3-сборкой наиболее ярких на мой взгляд групп от стиля. Иногда распределял по папкам с названиями жанров, а иногда и все вперемешку – там уже когда человеку что-то нравилось, можно было и объяснить что за стиль.
Ну или просто советовать поискать ту или иную группу – к счастью у людей сейчас и локальные сетки с большими запасами музыки, да и интернет позволяет найти почти что угодно
Назови наиболее любимые тобой коллективы в данных жанрах?
– Что касается doom metal, то звучит он в моих колонках/наушниках регулярно. Особенно это: Saint Vitus (нестареющая классика), Krux (самый тяжелый проект от Лейфа Эдлинга), Candlemass (предпочитаю их дебютник, а также альбомы ’98-го и ’99-ых годов – это потрясающие вещи, поздние же альбомы, а ровно как и записи времен Мессии Марколина мне нравятся значительно меньше), Electric Wizard (слушаю их чаще, чем что-либо другое – эту группу могу рекомендовать не только думстерам, но и всем, кого интересует бескомпромиссная, мощная музыка… банда под руководством Джаса Оборна, на мой взгляд, гениальна – они на сцене с самого начала ’90-х, а до сих пор практически не раскручены, что не умаляет их заслуг перед мировой дум-сценой), очень ценю дроунеров Earth, Hyatari, Thrones (проект культового в дроуновых кругах дядьки Джо Престона), Versus The Stillborn-Minded (немцы, исполняющие весьма оригинальный и замечательный drone/sludge/doom), часто переслушиваю единственный полноформатник и множественные демо группы WarHorse (apocalyptic doom metal… одни из тяжелейших представителей жанра – некоторые мои знакомые, услышав эту (анти)музыку, пришли к выводу, что “брутальным” можно называть не только death или grindcore), Burning Wich (злой doom, в котором вокалист с чистого голоса, порой, срывается почти на “блэковый” скрим), doom-ортодоксов Reverend Bizarre, маньяков как в музыке, так и лирике – Church Of Misery, Blood Farmers, Thee Plague Of Gentlemen… И многое другое, перечислять бы я мог часами… Очень радует единственный полноформатный релиз ныне покойной российской epic doom банды Scald, да даже наши земляки Gods Tower, чьи ранние работы были именно настоящим doom, пусть и с заметным влиянием фолка в звучании… В этой музыке меня привлекает многое. И вязкая, инертная тяжесть и сама энергетика – очень темная, фаталистичная. Вряд ли хоть один музыкальный стиль еще отражает мой внутренний мир столь точно. Я вовсе не хочу сказать, что сам постоянно пребываю в депрессии. Вовсе нет. Однако есть нечто, практически полностью соответствующее моему восприятию и переживанию реальности – это doom metal. В звуке, в эмоциональной окраске, в большинстве текстов… Но я и не ограничиваю себя только Думом.
А что слушаешь помимо doom?
Очень ценю русскоязычные рок-группы с глубокими текстами. В первую очередь – творчество Шевчука, Летова, Янки и Крупнова… ДДТ считаю любимейшей группой в области русского рока. Стал чаще слушать Гражданскую Оборону и меня завораживает их лирика. Очень уважительно отношусь к black metal-сцене, особенно – к ранним Burzum и Darkthrone. Нравится и олдовый doom/death в лице таких проектов как Winter, из “похоронки” заслуживают внимание Stabat Mater и ранний Worship. Иногда, под настроение, могу в больших количествах слушать неоклассику, да, впрочем, как и классику (предпочитаю клавишную). Это, конечно, в общих чертах, запасы музыки у меня большие и постоянно что-то слушаю. :)
Doom – это музыка действительно со своеобразной и андеграундной эстетикой. Как ты считаешь, в чем лежит ключ к пониманию дума в целом и его подстилей?
Вообще, у всех проявлений doom есть одна важная особенность – это особое звучание, которое пошло еще из blues rock и набрала позже немалый вес от metal. Те же прародители, Black Sabbath (а были еще и Pentagram с Bedemon-ом, которые лишь на пару лет их моложе) – они начинали именно как блюзмены и первые записи Black Sabbath как раз представляют из себя утяжеленный и мрачный блюз. Даже у многих современных doom-бригад можно обнаружить эти особенности – интересные акустические (либо басовые) импровизации, неспешные, “раскачивающие” мотивы… Это как в поговорке про хорошего человека, который играет (или слушает) blues, когда ему плохо. По отношению к doom metal, как одному из явных наследников – думаю, весьма справедливо. В doom встречается немало и “хипповой” психоделии из ’60-х, рок-н-ролла, да groove-рока ’70-х – это становится близким многим меломаном. которые все-таки открывают для себя настоящий doom. Ну и конечно люди, которые уже неплохо разбираются в метал-музыке, находят для себя много близкого – именно в том, чистом виде, где нет крена к сладким мелодиям и коммерческому успеху. Тот самый metal, сохранивший свой дух протеста и выражения индивидуальности.
Ты любишь подразделять, четко определять стиль той или иной группы и часто стебешься и подтруниваешь над теми, кто несправедливо относит себя к думу. Вспомни какие-нить забавные примеры групп, причисленных к думу и аргументов в их защиту.
Ну стеб – это единственная реакция, что появляется у меня на подобное. Если человек адекватный, он начинает искать информацию, анализировать и дискутировать, но порой некоторые так упрямы в желании ухватиться за ярлык “дума”, дабы дать своей любимой группе “красивое определение”, что это выглядит комично до клоунады. Они игнорируют любые факты, историю развития музыки и элементарную логику, выкрикивают фразы типа “дум у каждого свой”, “дум – в моей душе” (хотя такое популярно у готов), “мне плевать, что вы все думаете, я играю Дум в духе HIM и точка!”… Таких примеров слишком много, да и чаще проще махнуть рукой, чем пытаться что-то доказать. Был как-то у нас на форуме некто ПсихоЭтернал, которые выложил свои “думовые” треки, а после, прочитав отзывы, начал всех оскорблять и даже кому-то угрожать расправой. Или, например, лидер одного ярославского проекта, попросив искренней критики, получил ее, в результате все “не оценившие” оказались в его глазах “педиками и уродами”, хехе… Конечно, кроме хохота подобные персонажи больше ничего не вызывают. Они обвиняют всех, кто с ними не согласен в отсутствии широты взглядов, “зашоренности”, “трушничестве” и прочем, но взять и послушать тот же Black Sabbath человеку кажется чем-о запредельным. По их мнению я – “фанат классификации”, но я просто люблю doom metal так же, как то-то любит death или BM и я знаю, что это такой же специфический и четко определяемый жанр тяжелой музыки.
Чудаки умудряются причислять к doom и Lacrimas Profundere и Tristania, и Sirenia, и Saturnus, и многое-многое, где есть женский вокал (который “популярен” в думе так же, как в BM или grindcore:)), клавиши (аналогично), готичные мелодии и тексты о потерянной любви (о ужас!) и мужской гроулинг (гроулинг в думе вообще исторически никогда не использовался, лишь у некоторых новых групп – и то, крайне редко). Самое распространенное на пост-советском пространстве – это фанатично считать My Dying Bride, Paradise Lost и Anathema отцами doom. Такие люди даже готовы убить, когда им скажут, что данные группы doom metal не открывали и, более того, практически даже не играли. На ранних этапах своего становления они играли так называемый doom/death, мелодичную и очень печальную музыку (за что потом таких “думстеров” и полюбила окологотическая тусовка) на основе замедленного death metal. В наших странах почему-то решили, что “doom – это все мягкое и напевное, выдранное из doom/death”, но за эту путанницу нельзя винить советского металлиста – ведь группы ’80-х до СССР добирались только самые известные, естественно, doom, как наименее популярный, в те времена толком наши границы и не пересекал. Вот и вышло: раздавался звон, но непонятно, откуда он…
До смеховых судорог шокируют заявления очередных российских неоготических групп, дескать “мы играем классический doom metal”. Он по правде считают, что классический – значит тот, где есть клавиши и оперный женский вокал. Столь чудовищно звучит при учете того, что classic doom играли Pentagram лет 20-30 назад – и это музыка тракторно-монотонная, циничная и злая.
За думовыми стилями помимо классической тягучести есть и такой “грешок” как невыразительность мелодий. Так ли это на самом деле, можно ли говорить о подобной тенденции в doom?
На счет мелодичной невыразительности, это многое зависит от самих групп. Я вот тоже не могу сказать, что люблю поголовно все классические doom-группы. :) Но я как раз приветствую жесткий “кач” и сведенные к минимуму мелодичные украшения. Однако, на думовой сцене хватает и мелодичных проектов – те же Candlemass, Solitude Aeturnus, Isole, Solstice… Тот же Isole предпочитают слушать романтики, их ценят даже фанаты My Dying Bride :) Хотя, в ортодоксальном doom есть своя гармония и красота – это выражается в психоделичных импровизациях и интересных созвучиях перегруженных гитар. Только поначалу оно кажется неудобоваримым, но со временем очень даже воодушевляет. :)
Самый ожидаемый тобой doom-релиз 2009?
Ожидаю новый альбом Krux, который уже запланирован на декабрь 2009. :)
Беседовала Decadence
Что-то наш уважаемый теоретик наговорил чего-то подозрительного.
Я, как думер со стажем, во многом не согласен с этими высказываниями.
P.S. уж Saturnus к жанру дум металл не относить – это совсем странно:\
Алексей, поддреживаю вас
Алексей и Серега, все там правильно написано, сатурнус это так называемый готик дум, название готик дум появилось намного позже и оно в своих корнях не имеет ничего общего с дум-металлом. Почитайте на той же википедии doom metal. И обратите внимание на то как развивался стиль.
про фьюнерал дум нислова((
есть куча банд с мужским гроулом а порой и с женским вокалом, взять к примеру саму групу Funeral. и что же они терь получается не дум?
SAINT de VIL said, речь шла именно о Doom Metal, в его коренном (groove-структурированном) значении. Funeral и Doom/Death – это иное ответвление тяжелой музыки, хоть и содержащее в своем названии слово “doom”, но обозначающее несколько иное, разница тут как между котом и морским котиком. Это школа, берущая начало в медленных (порою, мелодичных) death-структурах.
p.s.: я уважаю и Doom и Doom/Death и Funeral, но не соит это путать.
!! berk молодцом!!
Это какой-то неправильный мёд doom и делают его неправильные пчёлы.
Ну или я слушаю что-то не то.
Я заранее знаю что вы скажете, можете не отвечать.
Действительно, в начале девяностых под вывеской Doom на касетных раскладках и в каталогах у пиратов (тогда они не были ещё пиратами, а были “студиями звукозаписи”) лежали My Dying Bride, Anathema и даже Asphix… И это сильно повлияло на понимание Doom в совке. Я помню своё удивление, когда оказалось, что Doom это Candlemass, Solitude Aeturnus и Solstice.