Духовик и один из ключевых участников прекратившей существование популярной белорусской folk metal-группы Litvintroll Василий Воробейчиков в эксклюзивном интервью Metalscript.Net пролил свет на ситуацию вокруг распада команды и анонсировал новый проект.
– Уже прошло немало времени с тех пор, как ты покинул коллектив Litvintroll и он перестал существовать. И ты, и группа особо не выносили сор из избы, однако теперь, спустя более чем полгода, можешь хотя бы в двух словах описать, в чем же была суть конфликта, из-за чего люди, которые столько играли вместе, гастролировали, разошлись резко и бесповоротно?
– В двух словах не получится, нужно многое объяснить.
Для меня Litvintroll был больше, чем развлечение выходного дня. И я делал все для того, чтобы дать ансамблю уникальное лицо, поднять планку и попытаться приблизиться к тому качеству и профессионализму, который мы видим у заезжих фирмачей.
Однако мои стремления часто сталкивались с безразличием и пренебрежением отдельных коллег по группе, ведь чтобы добиться результата, нужен не только рок-н-рольный угар, но и усилия всех участников. А вот с этим были проблемы.
Ребята не хотели проявлять инициативу, брать на себя ответственность, тратить свободное время на дела группы. Да что там, некоторые не могли содержать инструменты в рабочем состоянии. И мало кто представлял, сколько труда стоит за каждым концертом, поездкой или изданным диском. Им казалось, что все происходит само собой. А неадекватное восприятие реальности ведет к фатальным последствиям.
Все это, а также недопустимое отношение к другим музыкантам, фанатам, организаторам, техперсоналу и всему вокруг достигло своего пика на совместном концерте с Finntroll, чему были свидетелями все на нем присутствовавшие.
Идя на поводу у мелочности и мстительности, наплевав на возможность отправиться в большой тур и заключить контракт с европейским менеджментом (были определенный договоренности), часть троллей саботировала концерт – ушли со сцены, отыграв всего несколько песен. Уезжая в тот вечер из клуба, они бросили все: сценические баннеры, мерч, диски. Им не нужен был Litvintroll.
После такого поступка у меня и выбора-то не осталось…
– Для тебя наверняка не стало сюрпризом, что фанаты стали писать тебе гадости, защищая группу, частью которой был ты сам. Но тебя, должно быть, удивила петиция вернуть ребятам название. Почему ты остался непреклонен и никак на нее не отреагировал?
– На самом деле, гадостей почти никто не писал. А по поводу петиции… Во-первых, я не забирал название, я распустил группу. Во-вторых, это было обоснованное, пусть и трудное решение, и я не собирался его менять.
– И почему, собственно, ты оставил название за собой?
– Лет восемь назад появилась угроза, что название у нас заберут. Лучшим способом защитить группу была регистрация торговой марки. Я объяснил все ансамблю, но никто не захотел этим заниматься. Тогда я оформил Litvintroll на себя. С тех пор мне много раз приходилось подписывать документы и заключать договоры от имени группы и у нас в стране, и за границей, вести переговоры, принимать решения, брать на себя всю ответственность за действия шести человек.
– Андрей Апанович говорил в интервью, что права на песни у него, так ли это? И как так получилось, что название принадлежит тебе, а песни ему?
– Распуская ансамбль, я уведомил всех бывших участников о том, какие песни (как изданные, так и еще не опубликованные), являются объектом моего авторского права. Если Андрей так говорил и собирается настаивать на своих словах, ему не мешало бы внимательней изучить закон об авторском праве.
– Многие люди негативили, а были ли те, кто писали тебе письма поддержки или встали на твою сторону?
– Многие из тех, кто работал с Livintroll эти годы, и те близкие к группе люди, кто был в курсе нашей кухни, поддержали меня и мое решение.
– Есть ли какой-то шанс на воссоединение тебя и троллей? Или точка невозврата пройдена?
– Я бы с радостью, но некоторых настоящих троллей уже не вернуть…
– Не многие знают, что в Litvintroll ты занимался как организационными, так и творческими вопросами: писал лирику, музыку, пробивал концерты, издание дисков, рисовал дизайны… Что еще было на твоих плечах, и кто из ребят также был вовлечен в эти работы?
– Проще сказать, чего на моих плечах не было. Помимо музыки я занимался почти всеми “немузыкальными” вопросами. А еще была группа людей, которая не стояла на сцене и не купались в лучах славы, но не покладая рук работала ради продвижения ансамбля.
У нас были отличные звукорежиссеры, профессиональный световик, менеджер, взявший на себя солидную часть работы, прекрасный водитель, и, конечно, дизайнер, который занимался всей визуальной составляющей.
Но все мы – люди, которые организовывали концерты, отвечали за транспорт, отмывали его от следов кутежа, брали на себя риски, ответственность, двигали группу вперед и делали кучу тяжелой и грязной работы – несмотря на это, слышали в свою сторону фразы вроде “ты здесь никто”, “тебя об этом не просили”.
Другие участники ансамбля иногда брали на себя некоторые обязанности, но энтузиазм обычно быстро угасал или все просто заканчивалось провалом. Из троллей можно было положиться на ударника и басиста.
– Ходили слухи, что конфликт в Litvintroll случился в виду того, что вам предложили контракт, ответственность за выполнение которого ложилась на тебя, а участники команды дополнительный контракт с тобой подписать отказались. Ты в свою очередь отказался брать все на себя, поскольку, зная тролльскую безалаберность, не мог на них положиться. Есть ли в этих слухах некая доля правды?
– Тут сработал эффект испорченного телефона. Про контракт разговоры были, но суть его другая. Планировался договор с менеджментом, который должен был представлять интересы Litvintroll перед концертными агентствами. Но менеджеру нужны были гарантии, что группа станет выполнять свои обязанности – выступать в полном составе, выходить на сцену в адекватном состоянии, отрабатывать живые выступления в полную силу, издавать новый материал и так далее.
Представь себе ситуацию: музыкант в течении нескольких месяцев игнорирует репетиции, откровенно халтурит на концертах из-за плохого настроения, кто-то в течение нескольких лет не может привести в порядок свой инструмент или просто отказывается выступать. Своими действиями такой человек подставляет не только ансамбль, но и менеджера, который несет ответственность за группу. Поэтому до подписания контракта дело не дошло.
– Продолжишь ли ты сам заниматься музыкой, ведь ты хороший дударь, да и в целом духовик?
Конечно. В обозримом будущем новая группа будет представлена вашему вниманию! Мы основали ее вместе с басистом Александром Стативко. На этом как-то не акцентировали внимания, противопоставляя меня всем остальным троллям, но он тоже был частью Litvintroll и в конфликте стал на мою сторону. Имена остальных я пока оставлю в секрете, но это известные вам люди…
– Как думаешь, Trollwald сможет добиться той же известности и народной любви, какая была у Litvintroll?
– Новый проект Апановича, исполняющий большую часть песен, оставшихся от Litvintroll, просто обречен на успех!
23 декабря Василий Воробейчиков опубликовал в Сети композицию “Rusalka” проекта Sakramant, в состав которого, помимо самого музыканта и упомянутого выше Александра Стативко, вошли барабанщик Николай Шарангович (ex-Litvintroll) и гитарист Денис Быков (ex-“Анахарсіс”). Вокальную партию исполнил лидер Gods Tower Лесли Найф (Lesley Knife).
“Так сталася, што вясной гэтага году загавеў душою флагман беларускага фолк-метала Litvintroll. Аднак сумаваць давялося нядоўга, бо не бывае ліха без дабра! Гэтым дажджлівым снежаньскім днем без лішніх разваг прапануем вашай увазе новы гурт, заснаваны былымі музыкамі-тралямі. Sakramant запрашае вас у новае падарожжа разам з паннай Русалкай. Яна трагічная і змрочная, але цудоўная і прыгожая. Атрымлівайце асалоду і добрых усім святаў! Хутка будзе яшчэ!” – говорится в коротком сообщении, сопровождающем релиз.