Американская группа Kayo Dot имеет статус культовой – широко известной в узких кругах. Они не собирают стадионы и не выступают на разогреве у грандов тяжелой музыки, но вовсе не потому, что их музыка плоха, скорее, не рассчитана на широкого потребителя. И при этом богатое звучание альбомов Kayo Dot не может не зацепить искушенного слушателя. Лидер группы мультиинструменталист Тоби Дайвер дал Metalscript.net эксклюзивное интервью.
– Во-первых, хорошо бы узнать, что значит Kayo Dot. Как вы придумали это название?
– Вообще Kayo Dot – название без особого смысла. Это скорее личный шифр для чего-то ностальгического из моего детства, того, что усиливает мое личностное отношение к музыке. Я просто хотел пробиться с названием, которое было бы бессмысленным для других, чтобы, когда они услышат Kayo Dot , то название должно было бы ассоциироваться только с нашей музыкой. В принципе и музыка аналогично как будто шифр для того, что для меня глубоко лично и не имеет особого значения для окружающих.
– Названия ваших песен, альбомов – они связаны с их содержанием или являются лишь впечатлением от звучания?
– В общем-то, все они связаны с содержанием, хотя иногда именно звучание музыки определяет содержание, подобно грезам и т. д.
– Среди ваших альбомов есть концептуальные и если да, то о чем они?
– Да, в общем-то, все они концептуальные. Choirs of the Eye – о мечтах, фантазиях, эскапизме. Dowsing Anemone… об этом же, но взгляд под другим углом – с «темной стороны». Blue Lambency Downward целиком и полностью посвящен одиночеству.
– Что нам ждать от Coyote? О чем он, и почему так назван?
– Coyote – рассказ о человеке, который хочет жить в лучшем мире и проходит через некоторые галлюцинаторные приключения. Есть у Coyote и другой смысл: все эти приключения – отражение процесса болезни и умирания нашей подруги и соратницы Йоко Суэта. Название же – обращение к мифологии, где Койот – бог хаоса и созидания, подобно Локи. Он может ввести вас в заблуждение, потому что пробуждает запахи теплого мускуса лесов и мягкого хвойного ложа. И музыка на альбоме такая же. Стоит заметить, что она имеет специфическое концептуальное происхождение – она использует эстетику в духе готики 80-х, но в контексте современной классики. Мы хотели бы, чтобы люди подходили к прослушиванию нашего альбома, понимая, что это звучание создано музыкантами Cure, Joy Division, чтобы ворваться в продвинутый мир музыки 21 века!
– Ваш первый альбом Choirs of the Eye вышел на Tzadik – лейбле Джона Цорна. Вы с ним общаетесь? Играли ли вы когда-нибудь вместе? Повлиял ли на вас такой неординарный музыкант как Цорн?
– Да, я общался с ним тогда, общаюсь и до сих пор. Мы несколько раз джемовали на вечеринках в Нью-Йорке, но его музыку я никогда не исполнял. Он, безусловно, повлиял на меня, но не столько в музыкальном плане, сколько в том, как нужно относиться к музыке и к жизни вообще.
– Кто из музыкантов, писателей или художников повлиял на вас?
– Все новое, что я слышал, определенно на меня влияло, и невозможно выделить кого-то одного. Все, что я слушал либо читал, откладывалось во впечатлениях. Я не рассматриваю мир через призму авторитетов – по-моему, это незрелый подход.
– Есть ли песни, на которые вы хотели бы сделать каверы? И какие ваши песни вы хотели бы услышать в чужом исполнении?
– Конечно же! Есть уйма чужих песен, которые я бы хотел исполнить. Основная проблема в том, что мои музыканты никогда не придут к согласию по поводу материала – вкусы у всех слишком уж отличаются. Но вскоре у нас будет концерт, где мы исполним кроме музыки с Coyote и пару каверов: я хочу, чтобы люди прочувствовали басовый саунд готов 80-х, поэтому мы сыграем «Twenty-four Hours» Joy Division и «Disintegration» Cure. А услышать бы я хотел в любом исполнении что-нибудь из наших наиболее простых песен – возможно «Cartogram out of Phase», «The Useless Ladder» или старые песни – «The Blue Ghost», «Geography», «Sleep is a Curse» – более классические вещи.
– Есть ли у вас какое-нибудь музыкальное образование? Сколькими инструментами вы владеете?
– Да, я с восьмилетнего возраста учился музыке и даже поступил в музыкальный колледж. Я играю на нескольких инструментах: на гитаре, басу, кларнете, на вибрафоне, фортепиано. Еще немного на ударных и виолончели – до сих пор постоянно чему-нибудь учусь.
– А свои инструменты создавать не пробовали?
– Что до самодельных инструментов – у меня есть определенные идеи, но нужды не было.
– Вы любите играть живьем? Много ли вы импровизируете на сцене?
– Обожаю выступать! Вообще импровизаций нет, но иногда, когда между песнями кто-то меняет инструмент или настраивается, то остальные играют что-то эмбиентальное пару минут. Но в самих песнях – нет. Они четко отрепетированы.
– Я слышал, что были случаи, когда вы играли для менее 10 человек. Как бы вы это объяснили? Вы считаете, что ваша музыка тяжела для восприятия или, может быть, люди предпочитают записи концертам?
– Да, это часто случается. Я думаю, объясняется это тем, что у нас есть несколько преданных поклонников, но они рассеяны по всему миру, и нет таких мест, где их было бы много и сразу. А еще дело в том, что много народу о нас не знает или знает, но считает наше творчество непонятным или сложным для восприятия…
– Лидер группы Nadja Эйдан Бейкер как-то сказал, для него нет разницы между заполненным залом и парой человек возле сцены, потому что если люди пришли слушать, то он будет играть. А вы что думаете? Вы чувствуете себя неуютно, если видите 5–10 человек на концерте или всегда играете в силу своих возможностей?
– Я не согласен – это ОГРОМНАЯ разница, если на концерте много слушателей. Энергетики больше и группа ею питается. А если народу немного, то энергия не чувствуется, и играть, в общем-то, лень. Хотя, конечно, мы всегда играем так хорошо, как только можем. А впрочем, иногда и маленькая аудитория весьма неплоха – бывает интересно, потому что группа более расслаблена, более расположена к безумствам. Но, так или иначе, ничего не получится, если подходить ко всему с мыслью «да пошло оно все…».
– А в других видах искусства свои силы пробовали – живопись там, или литература… Могли бы сравнить свою музыку с какой-нибудь книгой или картиной?
– Да, иногда я рисую. Бывает, что другие группы нанимают меня, чтобы я сделал им обложку, и я считаю, что это классно! Я планирую больше этим заниматься, а некоторые мои картины можно увидеть на моем сайте.
Не думаю, что мог бы сравнить свою музыку с картиной или книгой, хотя… нет ничего, в чем бы я видел себя на 100%.
– Как вы думаете, Kayo Dot популярен? Вы ощущаете себя андеграундным музыкантом?
– Хм… если подумать об этом, то становится интересно – я думаю, что слушает-то нас много людей, но поддерживают только единицы. Я имею в виду, что многие воруют нашу музыку через Интернет, хотя купить ее через наш сайт несложно, и не ходят на концерты. Это действительно сильно гадит нам и усложняет, а то и вообще делает невозможным туры или запись пластинок. Не говоря уже о том, что нам часто не на что покупать еду. И это серьезная проблема, которой поклонники почему-то не осознают. Этот факт нас деморализует и даже иногда вызывает желание бросить музыку.
– Как по-вашему, можно ли «купить» музыкальный вкус?
– Я не думаю, что его можно «купить», но в большинстве случаев люди «спят» и не видят того, что вокруг, и иногда большая мощная машина маркетинга – лучший способ обратить внимание людей на то, что у них прямо под носом. Всего лишь вдолби послание им в голову, пока они не очнулись! Хотя, в общем, каждый сам определяет свой вкус.
– Если бы кто-то сказал «Kayo Dot – моя любимая группа, а Тоби Дайвер – гений» – кто бы вы хотели, чтобы это был?
– Я думаю, какая-нибудь красотка. :) Серьезно, хотя, не имеет значения – для меня одинаково важно, когда моя музыка доходит до кого бы то ни было.
– Какой вопрос вы бы всегда хотели услышать?
– Возможно… если бы Бьорк спросила меня «хочешь играть в моей группе?».
– Последний вопрос: какие сны видят люди, которые пишут такую музыку?
– Ммм… странные, но приятные вещи. Постоянно. Хотя, если честно, то я не думаю, что мои сны более странные, чем у других. У всех есть возможность видеть престранные миры с другой стороны.
Четвертый студийный альбом группы Coyote вышел 20 апреля на известном американском underground-лейбле Hydra Head. Читай рецензию.
В ближайшее время читай интервью с Kayo Dot на языке оригинала (English).
0 comments on “Kayo Dot: Мои сны не более странные, чем у других. Интервью”Add yours →