Летом первой белорусской online metal-программе Iron Age иcполняется 4 года. В преддверии сего события специально для Metalscript ведущий Антон Крючков рассказывает о самых интересных собеседниках среди metal-музыкантов, о новом сезоне для белорусских групп и о том, как сегодня молодые группы могут заявить о себе.
Твоей программе в этом году исполняется 4 года. Какой будет юбилейная программа?
Сложно сказать, скорее всего, в этому году программа пройдёт в рабочем режиме. 4 года хоть и юбилей, но, думаю какие-то празднования посерьезнее и с большим размахом, мы оставим для 5го года программы.:) Единственными отличиями будут, как и у всех программ праздничных, – подборка музыкального материала – постараюсь выбрать что-нибудь интересное и подзабытое и, конечно же, поиграем в игры – подвижные и не подвижные!
Кто за время существования Iron Age был самым интересным собеседником?
Хм, вопрос хороший… За 4 года через программу прошло много народа: группы, журналисты, музыкальные деятели, рядовые слушатели. С каждым интервью было по-своему запоминающимся и интересным. Изначально ты стараешься задать в прямом эфире деловой, серьёзный тон интервью, и редко получается выдержать такой тон до конца! Не помню за всё время деятельности программы скучного и серого интервью! Что касается запомнившихся и интересных собеседников, я назову двоих: Protector – австрийская легенда SUMMONING и Адриан Хейтс – немецкая формация DIARY OF DREAMS. Оба интервью получились очень информативными и сочными.
А какой выпуск был самым рейтинговым и слушаемым? С чем это было связано?
По рейтингам, если честно, я давно не делал замеров. Стоило бы заняться снова. Обычно пики рейтинга приходятся на программы-интервью – гости в программе притягивают слушателя, который хочет уже двигать спать. Людям хочется общения, они увлекаются и дослушивают эфир до конца. Они могут практически вживую пообщаться с теми, кто делает для них музыку. На втором месте идут программы поздравительные, приветопередавательные и праздничные. Потом идут обычные эфиры. Хотя эфир на эфир не приходится, и зачастую в рядовом эфире мне приходит гораздо больше вопросов, чем во время интервью с какой-нибудь командой. Факторы пиков можно исследовать долго и всё равно они останутся загадкой. Я не гонюсь за рейтингами и всеобщей любовью, я просто делаю то, что мне нравится делать, я высказываю своё субъективное мнение, с которым слушатель вправе не согласиться и оспорить. Было бы глупо говорить, что мне не интересно, слушают мою программу или нет. Создавать что-то и ровно складывать созданное в стол – по-моему, минимум странно. Я говорил, что делал и продолжаю делать программу с равным стремление, как для одного человека, так и для 1000. Я делаю программу для людей, которым не безынтересна метал культура во всех её проявлениях. Кому это интересно – приобщается, слушает и участвует в жизни программы. Кому не интересно – волен слушать другие метал программы. У нас их сейчас хватает!
Как тебе кажется в metal-сфере есть какие-то “звезды” способные собрать большую аудиторию, чтобы все бросили свои дела и включили Iron Age?
Мне кажется, теперь уже не осталось таких групп, ради которых бы люди всё бросали и, затаив дыхание, сидели рядом с радиоприёмником или, прильнув к монитору, слушали их новейший альбом или интервью с ними. Разнообразие, предоставляемое Интернет ресурсами, несколько притупило стремление слушателя. У слушателя если всё, что ему нужно – хочешь почитать печатную версию интервью – идёшь на такую-то страницу, хочешь посмотреть – кликаешь туда-то, хочешь послушать новый альбом и голос любимого исполнителя – без вопросов – широкий спектр Интернет ресурсов предоставят тебе такую возможность. Когда я начинал слушать рок и метал музыку, она поступала в нашу страну на кассетах и (в редких случаях) на дисках. То есть от момента издания альбома до его прослушивания у нас могло пройти много времени. Теперь всё просто: задолго до официального издания альбома, любой пользователь Интернета может послушать и скачать полностью альбом команды и фактически, ему уже не интересно слушать его в эфире моей программы под вывеской «презентация», потому как презентация альбома для него прошла уже недели 3-4 назад, а мне на ротацию он пришёл после официального издания. Возможно старички METALLICA, SLAYER смогли бы по-прежнему собрать своих преданных поклонников, и то, вряд ли у старшего поколения поклонников этих культовых команд есть возможность и время послушать группу на Интернет радиостанции.
Для чего изначально создавалась программа Iron Age и каковы ее цели сейчас?
Изначально программа создавалась для популяризации белорусской музыки за пределами нашей страны, а мировой метал музыки на просторах нашей родины. Цели не претерпели каких-то значительных изменений. Можно, конечно, поиграть с формулировками, но суть от этого не измениться – сами цели остались, в общем, теми же. Начиная с нового сезона, я делаю упор на старые команды – беларуские и зарубежные. В новом сезоне стартовала специальная рубрика – Nostalgie, посвящённая олдовым группами и забытым релизам.
Почему открыл? Медленно из памяти людей стираются группы, мероприятия, издания, которые существовали и положили своей деятельностью начало такому понятию, как метал сцена нашей страны. Их забывать нельзя, их нужно помнить и слушать. Они это заслужили. Я не разбираюсь, кто был прав, кто виноват в истории ушедших групп, кто там и что когда-то не поделил – я предоставляю возможность слушать музыку без требухи сплетен и посторонних субъективных рассказов. Цели программы сейчас – поддержка развития неформальной музыки, отсутствующей в формате FM радиостанций. За 4 года, конечно же, видоизменились средства достижения целей и способы реализации идей. По-моему это вполне естественно.
А возникало ли у тебя желание делать радио-передачу еще более по-взрослому, звучать в эфире профессиональных радиостанций и получать за это деньги? Были ли какие-то попытки что-то изменить в этом направлении?
А зачем? Я зарабатываю себе на жизнь другими вещами. И я всем доволен. Оплата моих услуг, как ведущего программы Iron Age Radioshow, подразумевала бы творческую зависимость от руководства радиостанции, от перемены курса и формата радиостанции, от рекламодателя и прочих побочных факторов, которые мешают творческому процессу. Профессионализм и взрослость эфирного продукта, мне кажется, не измеряются отметкой о работе на государственной или негосударственной радиостанции или ТВ. Ты сама смотришь телевизор и слушаешь наш FM – и слышишь, что там и как там говорят. Я могу с уверенностью сказать, что люди, прошедшие свой «курс молодого бойца» на радиостанциях Aichyna Shoutcast, Aplus Radio, APlus Rock смогли бы вести эти эфиры минимум на уровне, если даже не лучше тех людей, которых принято называть профессионалами. Альтруизм и стремление реализовать себя иногда оказываются намного более сильным факторами, чем стремление получить зарплату на карточке раз в месяц. Поэтому менять в этом направлении я ничего не думаю.
Помню, что раньше ты призывал к активному сотрудничеству коллективы и лейблы из Беларуси и СНГ, сетуя на то, что по сравнению с зарубежными партнерами, наши не столь активны. Сейчас, отсмотрев твои плейлисты, мне даже показалось, что местной музыки стало больше. Так ли это?
Белорусской музыки стало больше – это факт. Стало больше по нескольким причинам: во-первых, с 1 января 2009 в программе стартовал новый сезон, а лейтмотивом нового сезона я принял увеличение процентного количества беларуских исполнителей в эфире программы. Речь идёт не об обычной ротации белоруских групп по принципу «есть время – кручу всё подряд, абы белорусское». Речь идёт о прокрутке тех вещей, которые не издавались, редко крутились, группы, о которых не шла до этого речь в программе. Конечно же, слушаем наши легендарные коллективы – я по-прежнему продолжаю собирать по частицам материал о старой беларуской метал сцене и даю его слушателю. Во-вторых, группы постепенно сами начинают понимать, что Интернет радиостанция – это какая-никакая РАДИОСТАНЦИЯ. Они перестают стесняться своей музыки, они чувствуют себя конкурентоспособными. Меня радует эта тенденция. Тут, в общем-то, нет ничего зазорного, если трек прозвучит и в эфире программы, и в эфире радиостанции. Хотя есть и клинические случаи, которых уже ничем, как мне кажется, не пробьёшь.
Единство сцены – трёх столпов – групп, организаторов и СМИ – это отличный тандем, благодаря которому слушатель всегда в курсе всех новинок, в курсе новостей, может пообщаться с любимой группой в радиоэфире или через другие СМИ. Группа может заявить о себе, оперативно предоставив свой материал в радиоэфир или на рецензию, может получить оценку своему творчеству ещё на предварительном этапе создания альбома, дать своим поклонникам уникальный шанс услышать абсолютно свежий материал, привлечь к себе внимание! Уровень наших групп заметно растёт – и это очень хорошо. Только в этом единстве – тесное сотрудничество групп, лейблов, СМИ, организаторов – можно чего-то достичь! Нет единства, а есть только личности и индивидуальности – грош цена такой сцене и её деятелям.
Помимо радио-программы есть и интернет-ресурс Iron Age, который регулярно пополняется новостями. Откуда ты берешь информацию и по какому принципу подбираешь новости?
Да, это относительно молодое начинание. Сайт программы раньше существовал несколько в ином варианте и в иной форме. Его цель сводилась к знакомству слушателя с анонсами и плейлистами. Теперь сайт – это относительно независимый ресурс, на котором появляются новости, публикуются авторские рецензии на музыкальные материалы, само собой – анонсы и плейлисты программы. Информацию я набираю сам, а по мере её поступления и накопления выкладываю на сайт. Новости я подбираю по произвольному принципу, я стараюсь охватить разные стили музыки, чтобы и читателю и слушателю вне зависимости от его музыкальных пристрастий, естественно в рамках рок и метал музыки, было интересно то, что он читает. Новости отчасти переводные, отчасти присланные группами и организаторами мероприятий. С разделом рецензий несколько сложнее – материал для этого раздела я пишу на 90-95 процентов сам, но времени на постоянное пополнение не очень много. Возможно в будущем, если по каким-то причинам программа Iron Age Radioshow закроется, сайт программы перерастёт в Интернет-издание, возможно отчасти в Podcast проект. Я не могу назвать это творческими планами – это просто идеи. Пока моя основная цель – это программа Iron Age Radioshow, потом идёт сайт.
Наверняка отслеживаешь посещаемость ресурса. А по каким словам и за чем чаще всего заходят на страницу?
В принципе на сайт приходят по разным словам – людей интересует и сама программа, и название мероприятия, и рецензия на альбом, и как и где можно скачать или послушать группу. Смотрят раздел плейлисты и анонсы, заглядывают в новости и информацию о концертах. А по посещаемости могу сказать, что всё тоже идёт периодами – бывает 70-80 человек в день, а было и по 5-6. Как когда.
Куда и как планируешь двигаться дальше в избранных тобой медийных направлениях?
Планирую двигаться только вперёд, пока есть силы и стремление. Как только я скажу всё, что я хотел сказать в эфире – я уйду. Утомлять собой слушателя, переливая из пустого в порожнее, я не буду. Планы и цели намечены, направления давно избраны, остаётся только осилить свою дорогу. Слушайте программу, следите за её анонсами, я со своей стороны обещаю продолжать делать то, что называется IRON AGE RADIOSHOW! Спасибо тебе за интервью, а Вам за то, что дочитали!
Сайт Iron Age
спасибо, интересно!