На вопросы Metalscript.Net отвечает очередной герой рубрики «Металлисты N лет спустя» – один из основателей, бас-гитарист и, наверно, самый активный участник весьма оригинального белорусского metal-коллектива Divina Enema Тихон Золотов.
— Почему перестала существовать Divina Enema? Вы на том этапе были очень перспективны и, что для Беларуси редко, весьма самобытны…
— Дело в том, что Divina Enema как группа существовала только в период альбома “Shine” (1999). Этот альбом очень ясно показал нам, кто чего хочет и кто к чему стремится.
Возможно, я тогда стал слишком активно навязывать свои музыкальные идеи группе, что принималось музыкантами не очень охотно. То ли из-за возраста, то ли из-за нестандартности, а может, просто это не очень нормально, когда басист начинает, грубо говоря, рассказывать, кому что сыграть.
Короче говоря, как-то постепенно мы потеряли общее настроение в группе и в итоге снова остались вдвоем.
Конечно, стоит отметить, что был еще один невидимый, но постоянный участник группы – это Владимир, брат Ярослава, который помогал нам записывать все наши альбомы. С тех пор Divina Enema – это, скорее, виртуальный проект, в котором все песни писались Ярославом и мной.
На разных этапах появлялись музыканты, которые помогали нам исполнить наши песни на единичных концертах или участвовали в записях как сессионщики. Но мы всегда продолжали поиски постоянных участников группы, нам очень хотелось вернуться к коллективному написанию песен.
Так, наиболее продолжительным оказалось наше сотрудничество с гитаристом Александром Калейником, с которым мы начали готовить альбом “Under Phoenix Phenomenon”, вместе сочинили и записали три песни к нему. В этом же альбоме была еще и сюрреалистичная “No Corpse – No Funeral”, к которой абсолютно сумасшедшую партию ударных запрограммировал Дмитрий Протасевич.
Еще одним результатом творческого сотрудничества стала песня “Праз цемру у свет”, написанная специально для сборника “Hard Life – Heavy Music” вместе с гитаристом Александром Савенком.
В какой-то момент поиски просто прекратились, соответственно, и проект стал менее активным. У участников появились другие проекты и способы реализации себя в жизни.
Последний альбом Divina Enema так и не вышел в свет, хоть и был полностью записан. Не думаю, что у нашей музыки были какие-то перспективы, уж слишком сильно мы выбивались из формата, а нарочно заниматься примитивизмом нам попросту было не интересно.
Что же касается мнения слушателей, критиков, лейблов и т. д., нам, по большому счету, было плевать, мы все это делали исключительно для себя.
— Как вы сейчас занимаетесь музыкой?
— Так уж сложилось, что после получения музыкального образования я, как ни пытался, так и не смог найти себе работу по душе, кроме музыки. Пусть это не так прибыльно, но каждому в жизни есть свое место, надо это понимать.
Был период, когда я вообще перестал заниматься музыкой и тупо менял разные работы. Иногда у меня писались какие-то песни, я их складывал куда-нибудь подальше. В какой-то момент все круто перевернулось, и я попал в блюзовую группу Svet Boogie Band, куда порекомендовал меня мой брат Алексей, уже работавший с данным проектом некоторое время. Это были потрясающие 2,5 года моей жизни, когда я понял, что для меня значит сцена, написание песен, работа в группе.
К тому же у нас был совершенно неповторимый лидер Святослав Ходонович (он же Svet), после ухода из жизни которого в сентябре 2008-го я четко понял, что уже никогда не брошу музыку.
Тем более что мне давно хотелось заняться своими авторскими песнями. И я поставил себе цель – научиться петь. Я стал посещать преподавателей и много заниматься, надо сказать, что это очень сложно – учиться петь в 30 лет.
Естественно, нужны были деньги и, после бесцельного шатания по разным группам, весной 2009-го я получил предложение Алексея Хмелевского и Святослава Чернухо создать кавер-бэнд.
Уже в начале 2010-го состав изменился, и я стал солистом и директором кавер-бэнда Gentle Beat, коим и являюсь по сей день.
Группа много выступает, и даже не на корпоративах, а в одном конкретном заведении, пропагандирующем рок-музыку. В нашем репертуаре проскальзывают песни и Metallica, и Rammstein, и Ozzy, и многие другие.
К сожалению, о каком-то творчестве говорить в данной ситуации не приходится. Только работа! Но все это помогло мне осуществить свою мечту и подготовить сольный альбом.
— В Gentle Beat помимо вас и брата замечен еще один металлист. Значит ли это, что даже более легкую музыку люди с тяжелым прошлым исполняют лучше, чем исключительно эстрадники?
— Это чистое совпадение. Но если так уж копать, то и Святослав Чернухо, барабанщик, с которым мы начинали еще в трио, тоже играл до этого в российской группе “Черный кофе”, так что все немного с металлическим прошлым.
Скажем так, в белорусской металлической музыке много музыкантов с профессиональным образованием, которые так же хорошо могут не только “чесать на одной струне”, но и прекрасно чувствовать себя в других стилистических направлениях.
С другой стороны, ни я, ни мои коллеги, насколько я знаю Алексея Золотова и Алексея Хмелевского, никогда себя конкретно металлистами не считали. Это все бессмысленные рамки, загоняя себя в которые музыкант рискует перестать быть творцом.
— Актуальна ли для вас теперь тяжелая музыка и какая?
— На счет актуальности тяжелой музыки… Нет, я думаю, что не актуальна. Сейчас я вообще почти не слежу ни за какими музыкальными тенденциями. Что-то попадается, конечно, но это все уже прослушивается из интереса чисто спортивного: кто что и как играет.
Когда я хочу отдохнуть, я предпочитаю слушать тишину. Хотя вот по поводу тяжести…. Как это интересно сформулировано… для меня самая тяжелая музыка – это что-то вроде “минимал электро”. Это как китайская пытка!