Рада: Нас сравнивают даже с Nightwish

Рада1Рада – бессменный лидер группы  “Рада & Терновник” довольно охотно общается с прессой. Отвечает на вопросы искренне и глубоко. В интервью Metalscript госпожа Анчевская рассказывает о сравнениях с Nightwish, о любви к Dead Can Dance, о своих 17 альбомах… А также о посылах и последствиях, корнях и кореньях…

В названии группы слово “Терновник” присутствует исключительно для благозвучия или несет в себе какой-то смысл? Если да, то какой?
Если честно, то я уже не помню, по каким причинам группа назвала себя именно так. Полагаю, что все наши действия, даже неосознанные – несут в себе некий смысл. Не всегда мы сразу этот смысл видим, а иногда, именно нам не дано увидеть смысл в своих действиях – он проявится для кого-то другого.

Имеет ли творчество группы какой-нибудь мистико-религиозный подтекст, к каким корням вы обращаетесь своей музыкой?
Когда-то давно, в начале человеческих действий, все искусства несли в себе высокий смысл – общение человека с чем-то, что выше его, общение земного с надмирным. Для меня музыка, пение – это способ общения бренного человека с вечным. В нашей музыке наиболее проявлены славянские корни, это нормально – мы живем не в Америке и не на Ямайке, поэтому мы и поем не рок-н-ролл и не рэггей. Наша земля, наше небо, наши предки проявляют в нас музыку и слова, которые, в основе своей, плоть от плоти той земли, на которой мы живем. Мы обращаемся не к законсервированной традиции русского фольклора, а к живой Традиции – мы пишем те песни, которые мог бы написать русский народ, если бы традиция не была искусственно прервана.

В вашей музыке наиболее четкие параллели прослеживаются с творчеством группы Dead Can Dance. Действительно ли на вас оказало влияние творчество Лайзы Джеррард или это очередное доказательство того, что стоящие идеи приходят в достойные головы одновременно?
Я слушала музыку Dead Can Dance и мне нравится то, что делает эта группа. Но, дело в том, что у нас очень разные альбомы, очень разные программы. У нас есть трип-хоп альбом, созданный в 1997 году, который продавался во Франции как “русский Portishead”, у нас есть альбом “Женитьба”, записанный совместно с фолк-ансамблем “Ясный день”, где ни крохи электроники, у нас есть “Саламандра” – камерная музыка с фаготом, виолончелью, словно бы сыгранная камерным оркестром и дарк-фолковая пластинка “Книга о жестокости женщин”. А сейчас, современное звучание “Рада & ТЕРНОВНИК” сравнивают с Nightwish. Мы не стоим на месте и играем ту музыку, которая актуальна именно для нас. Я прекрасно понимаю, что для коммерческого успеха надо играть год за годом в одном и том же составе, с одной и той же программой, чтобы у зрителей навязли в зубах “хиты”, но нам это неинтересно. Нам интересно ощущать изменения в мире и повиноваться движению звезд на небе, а не законам шоу-бизнеса.

Вообще, слушая кого, захотелось заниматься музыкой?
Слушая музыку небес и ангельское пение.

Слушая песни, нельзя не отметить глубину текстовой составляющей. Что было первично – желание писать или желание играть музыку?
Нет того, что появляется первым. Гармонично, когда стихи и музыка рождаются одновременно. Это значит, что стихотворение и музыка созданы друг для друга.

Много музыкантов за последнее время издали книги со своими стихами, прозой, рисунками и т.д. Не планируете ли и вы литературного издания своих текстов, каких-либо произведений не музыкального характера?
Мы очень много работаем над изданием музыкальных альбомов, DVD, у меня есть параллельные проекты – “Рада и Госплан Трио” – нойзово-индустриальный проект, где Сергей Летов издает сумасшедшие звуки на саксофоне, Алексей Борисов отвечает за нойзовую составляющую. а я пою отвлеченные душераздирающие вокализы. Есть “Колыбельная для Кошки” – совместный проект с акустическим гитаристом, театральным режиссером и композитором Александром Марченко, который аранжировал мои песни в европейской манере, создав боссановы, танго, вальсы, романсы. Если кто-то захочет издать мои стихи и сказки я не буду против, но самостоятельно этим заниматься у меня нет времени.

go1

Если бы одна из ваших композиций должна была бы в «капсуле времени» представлять современность или нашу культуру – какую бы вы выбрали сами?
Я бы кинула жребий.

Как бы вы сами охарактеризовали основной лейтмотив вашего творчества? Чему посвящено большинство песен?
Тому, что не зависит от времени, вечности.

Если бы вам можно было бы взять на Луну с собой только одну пластинку одного исполнителя – кого бы вы выбрали?
Свои песни, записанные с дорогими мне людьми.

4 года назад Рада и Терновник играли в городе Минске. Какие остались впечатления от того выступления? Планируете ли вы еще выступить у нас.
Город мне понравился, но так как у меня в гримерке вытащили из рюкзака карманный компьютер, то радость от знакомства с городом была несколько омрачена. Это был первый раз за многолетнюю историю туров по миру, когда что-то украли из гримерки. Несмотря на это, конечно, если будут интересные предложения, то мы приедем или с электрической или с акустической программой. Я знаю, что в Минске очень много людей, которым нравится наша музыка и я хочу, чтобы у них была возможность слышать нас “живьем”. Все же, мы группа, которую нужно слышать не на пластинке, а “вживую” – у нас слишком много зависит от энергетики, от прямого обмена энергией со зрительным залом.

Выступление на одной сцене с кем из исполнителей стало для вас открытием?
Я люблю играть на фестивалях и почти всегда нахожу интересные для себя команды. Мне очень нравится питерский “Теодор Бастард”, мы играли концерт вместе, мне нравится “Оберег” – фолк-команда с красивым женским многоголосием – с ними мы выступали в Казани, москвичи “Волга” и Мила Кикина – с этими командами мы играли на московских фестивалях. Мне запомнился минский “Нагуаль”.

Есть ли какое-либо пожелание по поводу музыкантов, с которыми бы хотелось сыграть или фестивалей, на которых бы хотелось выступить?
Мне бы хотелось сыграть на венгерском “Сигете”, на world сцене, на Mera Luna и на некоторых европейских готических и этно фестивалях.

Что из достижений группы вы считаете наиболее значимым?
Запись более чем семнадцати альбомов.

Насколько в условиях постсоветского пространства вообще реально обеспечивать себя исключительно за счет творчества?
Можно. Но нужно очень много работать.

Насколько мне известно, ваш любимый фильм – «Dead Man» Джармуша. Фильм довольно непростой. Почему он?
Музыка красивая, слов мало, невероятно красиво снят.

Как автор, чье творчество предназначено для нестандартного мировосприятия, скажите, стоят ли с вашей точки зрения возможности, открываемые искусственным расширением сознания физическими и метафизическими способами того, чем за это приходится расплачиваться?

Нет. Никогда не употребляла наркотики, никакие. За употребление наркотиков из нашей группы увольняют сразу. Музыка абсолютно достаточный и наиболее свободный путь для того, чтобы путешествовать по любым мирам с открытым сердцем и свободным разумом. Если человек этого не понимает и не может ощутить то многообразие дорог и тропинок, которое открывается перед ним, когда он слышит настоящую музыку, то ему, конечно, нужен удар дубиной по голове, чтобы искры из глаз посыпались. Любые наркотики я воспринимаю именно как удар дубиной по голове, как нечто искусственно уводящее нас в определенную сторону. Я хочу видеть и ощущать самостоятельно, быть свободной от химического вторжения в мой мозг, мне абсолютно достаточно музыки, как наилучшего средства для расширения сознания. Я видела много людей, которые употребляют те или иные средства – я ощущаю, что это тот путь, который мне не нравится. Метафизические средства – не знаю, что это. Медитации? Так те унылые потуги, которые мальчики в этнических одеждах называют медитациями не идут ни в какое сравнение с музыкой. Да, есть настоящие йоги, но йога, медитация – это сложная и долгая работа, которой надо заниматься долгие годы, чтобы достичь результатов. Работать таким образом люди не умеют. Духовная работа у нас возможна только в монастыре, но это уже совсем другая история.

фото в интервью – (с) Владимир Анчевский

2 comments on “Рада: Нас сравнивают даже с NightwishAdd yours →

Добавить комментарий