Накануне концерта в Минске португальской gothic metal-группы Moonspell предлагаем читателям вспомнить первый визит Фернандо Рибейро и компании в столицу Беларуси.
Предлагаем вашему вниманию «ретроспективный репортаж» о незабываемом прошлогоднем концерте Moonspell.
О том, что португальцы приедут в Минск, я услышала ещё за три месяца до концерта. Тогда же узнала стоимость билетов, послушала парочку любимых песен.
Но это было уже далеко не то количество адреналина, которое поступало в мою кровь несколько лет назад. Остались воспоминания о том периоде жизни, ассоциации, прочно привязанные к песням, но музыка стала восприниматься по-другому.
«Согласись, Вера, – сказал мне один знакомый, – мы переросли Moonspell». «Да, – подумала я, – действительно, переросли». Изменились интересы, и эти «лунные» песни стали лишь источником ностальгии.
Год набирал обороты, а зима, к моей несказанной радости, подходила к концу. И вот уже за неделю до самого события, блуждая по просторам Интернета, я случайно наткнулась на интервью лидера группы Фернандо Рибейро. В нём он рассказал поклонникам о предстоящем концерте в рамках Eastern Lunacy Tour («Восточное безумие») и торжественно поклялся, что они «уйдут домой с переполненной впечатлениями душой и опустошенным телом, ибо все эмоции останутся в стенах концертного зала».
Заинтригованная, я посмотрела и видеоприглашение на концерт, в котором Фернандо заглядывает за кадр, чтобы прочитать название «Krasnodar». Надо отметить, что с «Minsk», как и со «спасибо», особых трудностей не возникло, о чём можно было неоднократно убедиться на концерте.
Словом, всё увиденное и услышанное в преддверии концерта воодушевило меня. Я подумала, что неважно, дань ли это прошлому, потребность ли в новых впечатлениях, но такое событие я просто не могу пропустить. Билет был куплен «с рук» уже в день выступления. Компания нашлась сама собой: знакомый, «переросший» Moonspell, также передумал, и 29 февраля мы отправились в клуб Re:Public.
Мне кажется, символично, что концерт выпал именно на такую в прямом смысле редкую дату. Ведь она как знаменует високосный год, так и завершает период зимней спячки. Поэтому я и взяла с собой лист настенного календаря в надежде получить автограф.
Между прочим, это была уже вторая попытка группы выступить в нашей стране. Три года назад я, как и многие другие поклонники экстремальной музыки, безрезультатно ожидала концерт, который, увы, так и не состоялся. Тогда белорусам пообещали действительно небывалое зрелище: Moonspell, эпатажные британцы Cradle of Filth и финляндские викинг-металлисты Turisas на одной сцене. Но «крэдлов» задержали на границе, музыканты не укладывались в график тура, и концерт отменили.
Когда мы подошли к клубу, внутрь ещё не пускали, и у входа выстроилась очередь, где мы оказались одними из самых юных. Публика была самая что ни есть разношёрстная: супружеская пара среднего возраста, одинокий фотограф, «олдовые» металлисты уже изрядно навеселе, девочки, с виду школьного возраста.
Когда мы зашли в Re:Public, картина дополнилась готическими жрицами в объёмных платьях и многочисленными длинноволосыми парнями в майках с лого метал-банд и прочей атрибутике. В полумраке зала одни заняли места за столиками, другие же вальяжно ходили по клубу и коротали время у барной стойки. Все в предвкушении чего-то грандиозного и памятного.
И первым, чем порадовали публику музыканты, стала их пунктуальность: группа вышла на сцену с опозданием лишь в несколько минут, что случается крайне редко. К этому моменту на танцполе уже собралась ликующая толпа.
В зале стало совсем темно, и по сцене поплыл синий дымок, за которым виднелся алый готический пейзаж с крестами и полной луной. Атмосферное звуковое оформление: волчий вой, ритмичные звуки, напоминающие бой часов, приглушенное пение хора – дополнялась восторженными криками публики. И вот один за другим на сцене появились сами участники группы: барабанщик, клавишник, бас-гитарист, гитарист… Послышались первые аккорды «Wolfshade», заглавной песни альбома «Wolfheart», и в воздух метнулись десятки «коз».
Крещендо аплодисментов и возгласов достигло кульминации при появлении вокалиста Фернандо Рибейро. «Good evening, Minsk, Belorussia! Wellcome under the Moonspell!» – поприветствовал нас лидер группы. За время концерта к Беларуси он обратился ещё не раз, но уже, к счастью, величая нас Belarus.
Легендарный альбом «Wolfheart» был выпущен Moonspell в 1995 году и стал настоящим прорывом как для музыкантов, так и для португальской рок-сцены в целом. В 2010 году обложку альбома даже поместили на почтовую марку из серии «Рок в Португалии». Сложно поверить, что Фернандо, автору слов всех песен, на тот момент было лишь 20.
Выступая в Re:Public, группа отказалось от «разогрева», и, действительно, такого рода «помощь» им была ни к чему. С первых минут выступления, от сцены исходил мощнейший заряд энергии. «Come on, come on! Why are you so low?! – подбадривал зал Фернандо.
Музыка, создатели и слушатели словно слились в единое целое. Поклонники подпевали, ритмично двигались, выбрасывали «коз» в такт. Уходили «в отрыв» и сами музыканты. Техническая сторона: звук и свет – также были на высоте. А это значит, что не зря старались организаторы, ведь, чтобы угодить группе, пришлось в срочном порядке «позаимствовать» у Дворца спорта сценическое осветительное устройство.
Концерт преподнес много сюрпризов. Прозвучали самые культовые песни группы, включая двух «сестер» «Trebaruna» и «Ataegina» на португальском языке.
Под Herr Spiegelmann (“Господин музыкант») при помощи двух зеркал Фернандо пускал по залу радужные лучи, и каждому так и хотелось «погреть» в них свои руки. Получилась настоящая мистическая феерия.
Мне же повезло ещё больше. Основная масса зрителей разошлась сразу после концерта, и когда Moonspell показались «из закулисья», поклонников в клубе оставалось совсем немного. В течение нескольких минут импровизированной автограф-сессии я безрезультатно пыталась подойти ближе, но ничего не выходило. И вот, когда уставшие музыканты уже собиралась уходить, я каким-то образом привлекла внимание Фернандо, он задержался, взял тот самый календарь и оставил мне на память автограф. Сейчас стекло и рамка надежно защищают этот «лунный артефакт» от солнечных лучей.
Однако это было ещё не всё. Группа выходила из клуба прямо передо мной, и я буквально оказалась рядом с их неизменным предводителем. «Could I take a photo with you?» – спросила я. Фернандо любезно согласился. От волнения я опять же по-английски обратилась к толпе: «Guys, help me!» Но все были слишком заняты общением с другими музыкантами и едва ли обратили внимание на мою просьбу. Тогда он сам взял у меня фотоаппарат, щёлкнул, посмотрел, что получилось, усмехнулся и сказал: «Nice photo».
Фотография, на самом деле, получилась очень хорошая. А мне вспомнилось интервью, где он на один провокационный вопрос ответил, что счастливо женат и скоро станет отцом. Демонический Herr Spiegelmann на сцене, оказался таким добродушным и даже милым (так и хочется сказать «дядькой») в реальной жизни. Вот такой вот человек-магнит, который словно обжигает своей харизмой и энергией.
После такого великолепного действа вернуться к будничной жизни было, мягко говоря, непросто. Первые дни казалось, что закончился долгожданный праздник, хотелось пережить всё ещё раз.
Но, к счастью, в отличие от впечатлений, такие ощущения лишь преходящие. Пришла пора сделать передышку, чтобы однажды снова ощутить на себе чары португальской луны и насладится этой музыкой, тёмной, даже мрачноватой, где-то романтической, где-то этнической, но всё же жутко притягательной.
Vera V