Вокальный мастер-класс Яна Женчака прошел в Минске в рок-школе “Discovery” под управлением Александра Кисса 18 мая.
На двухчасовом занятии музыкант рассказал как о пении вообще, так и о специфике исполнения в экстремальных жанрах.
Рок-вокал остается для многих музыкантов чуть ли не самой интересной темой. Тем более в Беларуси, где толковых учителей совсем немного. Конечно, можно пытаться петь, пересматривая сотни раз видеоуроки от какого-нибудь Влада Лобанова, пробовать что-то делать самостоятельно, но будет ли толк?
Чтобы помочь начинающим вокалистам, рок-школа «Discovery» провела мастер-класс по рок вокалу с Яном Женчаком – участником ряда групп, например, Яnkey , In Search For и знаменитого ансамбля “Песняры”.
http://www.youtube.com/watch?v=R8G9ly9uB8A
Инициатором мероприятия стал сам Александр Кисс, глава сего славного учебного заведения, который был явно доволен, что ему удалось «вытянуть» Яна.
На мастер-класс пришло около пятнадцати желающих: люди разных возрастов, с разной базой и разного пола. Занятие прошло в атмосфере уюта, как, собственно и началось.
У входа всех попросили разуться и выдали тапочки. Дальше по мягким коврам посетители проследовали в небольшую комнату, в которой стояли несколько рядов кресел и стульев, на коих пришедшие и расположились. Правда, паре человек места не хватило. Но всех выручил Александр Кисс, быстренько сбегавший за комбоусилителями – народными стулозаменителями.
Ян Женчак задержался на несколько минут. Дело в том, что в рок-школу он приехал буквально с самолета – еще вчера музыкант выступал в Москве. Из-за этого и голосовые связки его были не совсем в норме (давление, как-никак), но провести мастер-класс это Яну отнюдь не помешало.
Репортаж с мастер-класс мы разобьем на две части, как и само занятие импровизированным перекуром было разбито надвое.
Сегодня разговор пойдет о первой части мастер-класса, в которой Ян Женчак рассказывал о том, как вообще «строится» звук.
«Ступени эволюции звука», – именно такое название на ходу придумал Ян для своей лекции. Во многом она касалась именно физиологии происхождения звука, органов, которые участвуют в его создании, а также того, как сделать звук ярче и насыщеннее.
Началось занятие с таких слов: «Рок-вокал сам по себе не громкий». Крик – не совсем то, что нужно, если вы этим занимаетесь. Не нужно напрягаться или рвать себя, чтобы выдавить хороший голос. Мышцы, как говорил преподаватель, в пении должны минимально напрягаться, за исключением пресса и диафрагмы, которые регулируют подачу воздуха. Вот за этим нужно следить.
Важно также правильно направлять голос, чтобы задействовать грудной и головной резонаторы.
Особое внимание Ян уделил мягкому нёбу. На доске он нарисовал голову человека в разрезе, и на рисунке показал, как именно стоит приподнимать мягкое небо, чтобы уменьшить количество воздуха, идущего «в нос». При «позиции зевка», как иногда называют поднятие мягкого неба, во рту у вокалиста должен появиться «каучуковый шарик» (у Яна целый словарь своих терминов). Если вы свободно создаете его и убираете – это отлично.
И, конечно, направлять звук уже «на выходе» тоже важно. Он должен идти словно бы прямо перед вокалистом. Ян посоветовал следующее упражнение: представить, что тонкой струей воздуха вы задуваете свечу. Именно так нужно направлять свой голос и именно на это должны работать мышцы пресса.
С особым внимание Ян отнесся к присутствующим дамам (а их было две). Периодически он обращался к ним с беседой и вопросами, а в своих рассказах даже выделял кажущийся слабым пол: «Бас, тенор и девушка».
На доске была начерчена схема самих «ступеней эволюции звука». Причем в ней было столько пунктов, что их количество невольно заставляло задуматься, нужно ли это все вообще кому-то. Ян даже пошутил: «Саша специально затеял мастер-класс, чтобы вы все бросили вокал и перешли на гитару».
Дальше рассказ пошел о том, зачем вообще нужен грудной голос, как он звучит и как его «производить». Коснулся Ян и экстрим-вокала, рассказав, какая часть дыхательного тракта добавляет искажения и хрипотцу в голос (ямочка между ключицами). Последовал и пример: музыкант сымитировал вокал Алекси Лайхо.
Затем прозвучал парадоксальный для многих тезис: «В пении связки вам не нужны вообще». И последовала расшифровка: конечно, они нужны для создания звука вообще, но включать их в работу и производство звука, всячески напрягать – не нужно. Если хочется особого экстрима – можно попробовать, но лучше поберечься. Да и не вытянешь на одних связках.
Периодически Ян добродушно подшучивал над Александром, но когда разговор пошёл о работе мышц, и сам получил в ответ «подколочку». Глава школы, который все это время сидел на мастер-классе вместе с учениками и внимательно слушал преподавателя, сравнил вокал Женчака с вокалом оперных певцов. Но Ян хитро выкрутился, заявив, что у них совсем другая система, «маска смерти», когда все мышцы зажаты и нет вариабельности голоса. В отличие от рок-вокала, о котором он рассказывал.
В конце Ян еще раз остановился на мягком нёбе. А затем немного рассказал о том, что следует или не следует пить вокалистам.
Коньяк – нежелательно. Да, он тонизирует связки, но на небольшое время. Если очень важный концерт, а голоса нет – можно рискнуть (50-70 граммов), но мучиться на следующий день вам. Пиво каждому «заходит» по-разному, но вообще довольно неплохой выбор, если не перебарщивать. А водку лучше категорически исключить.
Ян вспомнил о том, как во время участия в “Песнярах” на всевозможных банкетах приходилось петь (и пить, само собой), и что потом творилось на следующий день с голосом.
«А семки и мороженое можно?» – прилетел вопрос из аудитории. «Ой, да делай ты, что хочешь!» – ответил Ян и призвал не заморачиваться и делать то, что нравится. Иначе от умения петь не будет никакого удовольствия.
После небольшого ликбеза, во время которого Ян уж совсем по-преподавательски терзал молчащую «галёрку», учитель и ученики очистили помещение, дабы оно проветрилось. Во время перекура вопросы продолжались, и Ян с удовольствием отвечал на них, демонстрируя на примерах возможности своего вокала.
Спустя десять минут все вернулись на местам и началась вторая часть занятия, в которой рассказывалось об артикуляции гласных и влиянии на них согласных. Но об этом Metalscript.Net расскажет в следующий раз.