Корреспондент Metalscript.Net встретилась с Иваном Дечканцом (I.D. Photography), на счету которого более сотни концертов, посещенных в качестве фотографа, и расспросила его о концертной фотосъемке в Беларуси, сотрудничестве с группами мирового масштаба и творческой интуиции.
– Когда ты начал фотографировать?
– В 2008 году, тогда еще на «мыльницу». Это был концерт в Da Club, там играли 3t.ON, мои друзья. Я пришёл на концерт с фотоаппаратом 7 мегапикселей, и уже тогда у меня получилось сделать что-то хорошее. Но моя концертная жизнь началась в 2003 году. Я познакомился с музыкантами группы Bedlam из могилевской тусовки. Они пригласили меня на концерт, мой первый тяжёлый концерт в легендарном клубе NC, где я просидел за столиком всю ночь. А в 2006 году я попал в группу Track$ouL вторым вокалистом, и так повезло, что мы разогревали перед Bedlam сцену.
– Как ты постигал искусство фотографии, возможно, посещал какие-то курсы? Как оттачивал мастерство?
– Нет, я не ходил на курсы и не считаю нужным это делать. Если есть талант, то достаточно почитать полезные статьи в Интернете и уже можно начинать что-то делать. Я учился всему сам, шаг за шагом. Сначала снимал на «мыльницу», потом на Canon 450D, долгое время работал со стандартным объективом 18-55, со вспышкой и без, наконец, приобрел портретный объектив. Сейчас у меня отличная камера – Canon 6d, для нее достаточно пары объективов – и все получается супер.
– Какие концерты, на которых ты побывал, запомнились больше всего?
– Одни из лучших по атмосфере, энергетике и драйву – August Burns Red в европейском туре осенью 2013 года. Enter Shikari – в Минске и Швеции, P.O.D. – в Москве и Минске.
– В первую очередь это концерт итальянского певца Jacopo Massa. Потому что от него исходит огромная позитивная энергетика, он необычайно харизматичен и на сцене выкладывается по полной. Да и мои концертные фото вышли на более высокий уровень именно в сентябре 2009 года, когда Litesound играли на концерте для первокурсников во Дворце cпорта, куда был приглашен их друг Jacopo. Вот тогда я и сделал кадр, который до сих пор является для этого певца самым лучшим. Его напечатали в известной итальянской газете.
– Какие концерты разочаровали в плане как энергетики, так и кадров?
– Louna – один из самых неудачных концертов по атмосфере был и по публике, даже голова разболелась. В плане кадров – любой концерт, где очень мало света, много дыма и отстойный звук. Одна из самых тяжелых съемок за все время была на концерте Marilyn Manson во Дворце Спорта. Фотопита не оказалось, и пришлось буквально выживать весь концерт. Людей было битком, много было пены, слэма и всяких конфетти сверху.
– Ты время от времени снимаешь за границей. Расскажи, какие там создаются условия для фотографов. Есть ли различия в работе фотографа в Беларуси и на Западе?
– Снимаю минимум 1-2 раза в год. Различия, конечно, есть. Отношение со стороны организаторов более лояльное и доброжелательное, там фотографам выдают фотопасс, специальный пропуск, который дает возможность попасть в фотопит. Во многих клубах это зона для фотографов и охранников, ограниченная ограждением, проход между толпой фанатов и сценой. Тебя там никто не толкает, не трогает, не дергает и не лезет своими руками в объектив.
А вообще, так повелось, что у нас многие ставят себя выше других, и смотрят на окружающих свысока. Организаторы не идут навстречу небольшим изданиям, которые делают обзоры их концертов, забывая, что все начинали с малой публики… В Европе промоутеры более дружелюбны.
Например, вспоминается один случай. Когда я был в Польше на концерте August Burns Red, один парень из крупной букинг-конторы увидел, что я стою на входе с камерой, и сказал мне: «Извините, я не могу вам дать аккредитацию, я список закрыл». Я ему ответил, что, мол, ничего страшного, я иду по билету. Объяснил, кто я, и для чего я приехал, и что хочу поснимать любимую группу. Через 15 минут у меня в руках был фотопасс.
– По твоим словам, сделанный тобой снимок Jacopo Massa до сих пор является лучшим для этого певца. А какие еще музыканты использовали твои фото в прессе?
– Шведская группа Adept. Также я снимал промо для My Ocean (были очень популярны на белорусской сцене в 2006-2009 годах), и его поместили на афиши европейского тура и мерч. Litesound использовали мои фотографии постоянно и везде: на афишах, в газетах, журналах и даже на сайте БТ. Но! Когда было Евровидение – 2012, фотография почему-то оказалась принадлежащей БТ, а не мне. Хотя мой логотип не был замазан.
– А ты что-нибудь получил от этого сотрудничества?
– Нет, ничего. Я не настолько популярный.
– Тебе приходилось работать с группами за деньги?
– Вспоминается сотрудничество с итальянской группой A Mad Game, которая играла с Papa Roach в Минске и Киеве. В Минске я работал с ними больше по видео и, естественно, за деньги. В Киев поездка сорвалась, так как я не мог найти квартиру, а музыканты остановились прямо возле Аэропорта. Но в Минске я организовал им еще встречу с фанами и был гидом для группы: показывал в город, провожал в аэропорт.
– Судя по всему, у тебя должны быть друзья среди музыкантов. С какими группами ты поддерживаешь контакты?
– Время от времени общаюсь с Close Your Eyes (USA), SHOWYOURTEETH (AUT), DYSPHORIA (UA), Oceans red (UA), SAYANARA (RU), ANDREA GAIL (BY), Ill Nino (USA) и с Jacopo Massa, конечно же.
– Расскажи самую интересную историю знакомства.
– Ill Nino была одной из моих любимых групп в 2000-х. Я просто попал на концерт в 2009 году, как и все. И очень хотел, чтобы ребята расписались мне на обложке диска. Общение завязалось с самим Christian Machado. Полчаса разговаривали абсолютно на любые темы. Мы нашли общий язык буквально за пару минут. Никого поблизости не было, позже остальные участники ушли, а со мной стояла подруга, которая не понимала ничего, но хотела фотку с ним. А когда Ill Nino были в Минске в прошлом году, они позвали меня с собой в бар. В Минске мы протусовались два дня.
– Кто из фотографов, всемирно известных и локальных, тебя вдохновляет?
– Мне, скорей, нравятся определенные снимки у разных людей. Я получаю вдохновение от цепляющих концертных фото качественных фотографов со всего мира.
– Что предпочитаешь снимать помимо концертов?
– Природу, города, хороших людей – необязательно знакомых. Главное – живых и по-настоящему искренних. Я пытаюсь показать душу человека.
– По-твоему, существует ли некая интуиция фотографа, чутье на хорошие кадры?
– Да, но не у всех. Есть фотографы, которые все делают автоматом, как для репортажной съемки, а есть те, которые подходят больше с душой и стараются запечатлеть наиболее яркие, важные моменты. Я, например, перед концертом настраиваюсь, слушаю музыку, смотрю концертные фото и ставлю себе цель: у меня должно получиться пару ярких фотографий, а не просто что-то обыденное.
– И напоследок. Три совета начинающему фотографу от Ивана Дечканца.
– Первое – быть дружелюбным. Второе – быть открытым. Третье – больше практики.
Беседовала Vera Varankova