Metal-география. Страна любви и красоты

Metal-география. Страна любви и красотыФранция – явно не первая страна, которая приходит на ум, когда разговор заходит о металле. Вообще, а не слишком ли «легкомысленна» страна, известная своими шансонье и электронной музыкой, для этого жанра?

Совсем нет. К тяжёлой музыке во Франции умеют подходить со всей серьёзностью, о чём и пойдёт речь в очередном выпуске Метал-географии.

Особенности национального рэпкора

Для возникновения и популяризации во Франции такого стиля, как rapcore или nu metal, условия были вполне благоприятные. Ведь ситуация здесь почти такая, как и в Штатах: некоренное население активно «сеет» свою уличную культуру, в том числе и хип-хоп, в то время как коренное играет рок. Столкновения и взаимный обмен «опытом» неизбежен.

Так в 1997 году появилась знаковая для Франции в русле rapcore/nu metal группа – Pleymo. Это было вполне хорошим решением, ведь отношение к хип-хопу у коренного населения страны более чем лояльное. Как результат – известность на родине и концерты по всему миру.

http://www.youtube.com/watch?v=UJYFZnPPr-Q

Но что можно сказать об особенности музыки группы? В принципе, много общего с американскими представителями стиля. Бодрые и сырые звуки гитар заставляют прыгать и трясти головой, а очереди рифмованных строк чередуются с мелодичными вокальными вставками. Основные отличия диктует именно голос исполнителя и язык. Мелодика французского придаёт совершенно другое звучание музыке.

Pэпкорщики из группы Cellule X щедро добавили в свою музыку электроники (чем, как раз, очень известна Франция). Это совершенно преображает музыку, делает её многограннее и глубже. Как и соотечественники из Pleymo, ребята выделились имиджем. Их маски и костюмы заставляют вспоминать одновременно и популярных коллег-рэпкорщиков из Лос-Анджелеса Hollywood Undead, и легендарных металлистов Slipknot.

http://www.youtube.com/watch?v=zsxeitWklFc

Но, опять же, основные отличия жанра во Франции – вокал. Интересно, что из-за языка и стиля гораздо чаще на ум приходят ассоциации с японскими ню-металлистами, нежели с американскими.

«Праздник музыки»

Ещё Франция известна тем, что подарила миру «Праздник музыки». Созданный в 1982 году с целью популяризации музыки, фестиваль Fête de la Musique проводится ежегодного 21 июня почти в 100 странах мира.

В чём же его суть? В этот день во всех 340 городах-участниках открываются сцены – на площадях, в скверах, парках – на которых бесплатно могут выступить и профессионалы, и любители. Никаких жанровых ограничений нет, играет тот, кто хоть немного умеет.

http://www.youtube.com/watch?v=qWSNFXfGsyw

Нередки и тяжёлые выступления, сопровождаемые активным мошем и слэмом. А в некоторых странах существуют целые метал-сцены для фестиваля.

До Беларуси праздник, правда, пока, можно сказать, не добрался. В России он «отмечался» уже дважды. Первый фестиваль прошёл в Воронеже в 2011 году, в городе действовало 3 сцены. А в 2012 году совместно с посольством Франции было организовано около 13 выступлений французских музыкантов в городах от Москвы и до Владивостока.

Что ж, будем ожидать пришествия сего радостного праздника и в нашу уютную страну.

«Чёрные» музыканты Франции

Пора поговорить и о более экстремальных жанрах. И первое,  на чём нужно заострить внимание, это black metal от французских мастеров. Сразу на ум приходит один из ярчайших представителей жанра – Anorexia Nervosa.

http://www.youtube.com/watch?v=q-lt2rPzFwE

Музыканты не однажды получали лестные отзывы от критиков. Многие отдали должное этому сумасшедшему, быстрому и грандиозному symphonic black, который сотрясает мозг всей своей яростной энергией, прекрасно сочетая тяжесть классических инструментов с изысканностью симфонической музыки. Anorexia Nervosa вполне может стоять в одном ряду с легендарными Cradle of Filth и, возможно, даже научить чему-нибудь.

Кстати, на один из треков Anorexia Nervosa русская symphonic black metal группа Blackthorn сделала кавер, который исполнила на Metal Crowd-2012.

Но что говорить о «звёздах» Франции на поприще симфо-блэка, когда и менее известные группы вполне могут «усладить уши металлиста». Abstrusa Unde понравятся любителям необычных представителей жанра: музыканты сочетают академический женский вокал с экстремальным мужским. А группа Malevolentia привлечет внимание и любителей атмосферного эпичного блэк-метала, и фанатов Говарда Лавкрафта, произведениям которого посвящены их песни.

http://www.youtube.com/watch?v=8fcWksit1A0

А ещё интересен опыт французских экспериментаторов Amesoeurs, которые пытаются играть black metal в купе с post-punk и, видимо, поэтому пребывают в депрессии (правда в 2009 вышли из неё, сообщив о развале группы), что отражается в текстах.

Интересно то, что особенности французского языка, которые активно влияют на звучание вокальных партий в том же рэпкоре, почти не заметны в более тяжёлых жанрах, видимо, из-за экстремального вокала.

Death metal в стране любви и красоты

У французов хорошо развито чувство прекрасного. Ведь не зря Франция – страна любви и красоты. Поэтому, когда говоришь о death metal, логично было бы ожидать наличия здесь огромного количество представителей melodic death metal в стиле In Flames. Но не тут-то было!

Творцы музыки, скорее, показывают другие черты – энергичность и страстность, – что тоже вполне в характере французов. Это подтвердили все те же «горячие» ребята из Anorexia Nervosa. Таковы группы Yyrkoon, Kronos, «отцы» Massacra – музыканты «рубят» качественный мощный дэт (а в случае Kronos даже брутальный дэт) без особых изысков. По духу музыка очень и очень напоминает американских-европейских представителей.

Более-менее надежды оправдывает известнейшая группа Gojira, являя собой необычную, мелодичную, но в то же время сильную и тяжёлую музыку. Хотя нужно заметить, что это совсем не мелодик-дэт. И, если быть честными, французы вышли за рамки простого death metal, вобрав в себя черты самых разных жанров.

http://www.youtube.com/watch?v=f5By-5mLHk4

Следующая группа, Misanthrope, тоже не ограничила себя одним жанром, но, тем не менее, оправдывает как свою «дэтовость», так и «французскость». Об их музыке говорит стиль, к которому часто причисляют музыкантов – avant-garde metal. Как и Gojira, Misanthrope выделились текстами. Но если первые пишут о проблемах окружающей среды (не совсем традиционно, согласитесь), то вторые не скрывают своего увлечения французской драматургией. Само название Misanthrope взято из одноимённой пьесы Мольера.

http://www.youtube.com/watch?v=y1PEgno451E

Такова французская метал-сцена: энергичная и живая, местами брутальная и тяжёлая, а местами мелодичная и изящная, прекрасно выверенная и сбалансированная. Но это далеко не все, что хотелось бы сказать о ней.

В следующем выпуске “Метал-географии” мы продолжим рассказ о Французской метал-сцене, и в первую очередь поговорим о фолке “лягушатников”. А потом… Кто знает, о чём зайдёт разговор?

Кирилл Петренко