Holy Blood: Я слушал Gods Tower, и это отразилось на нашей музыке. Интервью

Holy Blood: Я слушал Gods Tower, и это отразилось на нашей музыке. ИнтервьюПосетители Metal Crowd 2012, должно быть, обратили внимание на то, как лихо отплясывали наши металхеды под музыку украинцев Holy Blood.

Корреспондент Metalscript.Net побеседовал с вокалистом-флейтистом группы Фёдором Бузилевичем о стереотипах, язычестве, христианском материализме, источниках вдохновения, сотрудничестве с лейблом из Техаса и музыкальных экспериментах.

– Какие у вас впечатления от фестиваля?

– Были недочеты со звуком, но я не думаю, что в этом стоит упрекать организаторов. Скорее, это вина прокатной конторы, ставившей звук – сама организация феста была вполне слаженной.

Очень порадовала добродушная публика! Нам легко игралось, потому что сразу состоялся коннект с людьми под сценой, а такое, поверь, бывает не на всех фестах. Поэтому в целом мы довольны выступлением и тем, что организаторы нас пригласили! Так что отдельное спасибо Егору за возможность выступить на Metal Crowd.

– Зачастую folk metal напрямую связан с pagan metal, но ваша лирика имеет христианский характер, остро противный язычеству. Нужно заметить, это весьма редкое сочетание… Чем обусловлен ваш выбор?

– Дело в том, что существуют как личные откровения, так и естествознания. К примеру, язычество предполагает веру в политеизм (множество богов) и религиозно-национальный монополизм (вера в богов одного народа).

Я же склонен к мысли, что Бог есть Вселенский Разум, обусловленный как личность и имеющий внутри себя законы мироздания, а так же являющийся единственным Богом для всех народов.

Христианство, в свою очередь, предполагает веру в монотеизм (единобожие) и в то, что Бог для всех народов един. Данные моменты и делают христианство идентичным с верой в науку и Вселенский Разум.

Да, существует проблема в существовании христианского материализма, как формы физического и, если хотите, еретического представления о том, кто есть Бог. Некоторые еретики и сектанты представляют Бога, как некого старца, сидящего где-то там за облаками. Но Библия достаточно понятно о Нем говорит, что Бог есть Дух и что Он есть наполняющий всё во всем.

То есть, говоря уже научным языком, всё нас окружающее, вся материя состоит из разумной энергии. Вот в такого Бога я верю, а в языческих богов просто не могу поверить, хотя бы потому, что это противоречит обыкновенной логике и науке.

– В большинстве своём народная музыка далека от церковных мотивов. А на чём основываетесь вы, когда пишете свои творения?

– Музыка, как и любая культура определенных народов, берет свое начало со времен неандертальцев. Мне иногда становится смешно, когда некоторые язычники просто пытаются «прихватизировать» культуру или музыку, ссылаясь лишь на то, что их верования гораздо древнее.

Любой ученый палеонтолог легко подтвердит, что с развитием человекоподобного в homo sapiens и далее, религиозные мнения претерпевали постоянную реформацию. Так что музыка, хоть и была в определенное время фольклорной поддержкой постоянно реформирующихся религиозных мнений, но, тем не менее, развивалась отдельно от религии и имела продолжение в быту определенных народов.

То есть, человек, славянин, выросший на территории славянских стран, легко распознает свою культуру и музыку. И я не являюсь исключением. Я вырос среди своего народа, мелодии и гармонии я черпаю из элементарной памяти того, что мне близко и того, что я слушал с детства. Я имею ввиду мелодии. Ну а двадцатипятилетний стаж металлиста без проблем позволяет эти мелодии гармонично вплести в метал.

– Ваша группа, наверное, одна из самых интересных в стилистическом плане. Вы в своем творчестве совместили православие не только с folk, но и с black metal. Вы легко разрушаете стереотипы, но все же, каково это писать музыку, которую принято считать «сатанинской», основываясь на христианской идеологии?  

– Стереотип, конечно же, влияет на мнение толпы. Всегда что-то новое и не до конца понятное любят относить к проявлению темных сил или к глубинам негативной души человека. Но вот парадокс: Николай Каперник, написавший труд о гелиоцентрической системе, был священником-каноником.

Родоначальниками металла считают Black Sabbath, коим приписывают заслугу появления некоего сатанинского жанра в музыке. Но мало кто пытается открыть их сайт и почитать тексты, во многих из которых явно прослеживается христианская тематика, а текст песни «After Forever» просто приведет в ужас любого скептика-сатаниста.

Так что не мы первые и не мы последние, кто сталкивается со стереотипами толпы. Переживем.

 – У вас, разумеется, есть друзья, которые играют в pagan или black metal-командах. Как складываются отношения с ними?

 Да, я дружу со многими музыкантами. Главным связующим моментом в этих отношениях является не религия, а музыка, сцена, тусовки и пиво.

– Не возникают ли между вами идеологические противоречия?

– Конечно, возникали. Ведь фанатиками религии являются не только сектанты-христиане, но и язычники, и сатанисты с закомпостсированными мозгами.

Как-то я общался с драммером одной культовой фолк-блэковой команды, и просто поразился тому, насколько у парня закомпостсированы мозги и насколько он не видит реальности вокруг себя и даже не хочет ее увидеть. Так что, повторюсь, сектантство бывает не только христианским…

С такими людьми могут общаться только те, кто хоть немного подходит под кругозор их сектантского восприятия мира. И естественно, я периодически на сцене сталкиваюсь с такими страдальцами.

– Совершали ли вы паломничества в святые места?

 Нет. Но мне, конечно же, было бы интересно посмотреть на все исторические места, описанные в Библии. Однако пешком я не пойду, а лететь на самолете дорого… Так что все мои паломничества ограничиваются посещением дальних и ближних пещер в Печерской Лавре.

– Что вы думаете о концертах в церквях?

 Все зависит от контингента. Как металл не рекомендуется играть перед публикой, слушающей только шансон, так и бессмысленно играть металл перед бабушками, привыкшими к хорам или органам. В лучшем случае такие музыканты рискуют быть просто не понятыми.

– Вы переводите свои песни на английский язык. С какой целью?

– Дело в том, что наши диски продаются во всем мире. Естественно, многим, приобретшим диски, интересно прочитать и наши тексты. Так что диски, издающиеся в Америке, содержат англоязычный вариант книжечки с текстом, а диски, издающиеся в России, – оригинальный вариант текстов на русском языке.

– Не считаете ли вы, что лирика теряет свою искренность и духовность, если ее перевести на язык народа, который отличается культурой, а не то что языком? Как говорится, чтобы Бог тебя услышал, нужно обращаться к нему на родном языке?

– Да, безусловно, при переводе на английский язык, некоторые тонкости смысла текста могут или утрачиваться, или видоизменяться. Но еще более бессмысленным было бы предложить англоязычному слушателю начать учить русский язык, чтобы понять, о чем мы поем. Так что в данном случае идем по пути «наименьшего сопротивления».

Ну а к Богу, безусловно, нужно обращаться так, чтоб были включены и сердце, и разум, а не на своем языке такое обращение может быть абсолютно далеким от данных моментов.

– Как вас угораздило сотрудничать с техасским лейблом?

– Нас, скорее, жизнь заставила. В СНГ лейблы не проявляли к нам интереса, поэтому пришлось искать лейбл за пределами.

Мы разослали около двухсот дисков по всему миру для получения рецензий на наши первые два альбома, которые успешно пылились на полочке и… начали получать позитивные отзывы. Одновременно к нам стали поступать предложения от лейблов из Европы и Америки.

Самым активным по переписке и обсуждению деталей оказался штатовский лейбл – BombWorks. И уже после издания на нем, нами стали интересоваться СНГ-шные. А вскоре мы подписали контракт на переиздание дисков для распространения в странах СНГ с московским лейблом Musica Production.

– Это было необычно, записывать свой фолк-альбом в стране, где фолк существует совсем в другой форме?

– Все альбомы мы писали в Киеве, просто они выпущены американским лейблом.

– В начале своей карьеры вы сменили ряд жанров, начиная от hardcore и заканчивая grind metal. Что заставило вас проводить такие масштабные эксперименты над звучанием?

 Это был поиск звучания и определение со вкусами. Что продолжалось около двух лет. Но когда мы пришли к выводу, что мы хотим играть мелодичную музыку со скримом и элементами народных мелодий, то сочинили программу, которая стала нашим дебютным альбомом.

Он слушается немного каламбурно, потому что там еще чувствуется поиск того, что мы бы хотели играть, но, тем не менее, уже с определенным заданным направлением в уклон к элементам народной музыки и мелодий, получивших свое развитие уже в последующих альбомах.

– И, каким бы глупым ни был этот вопрос, почему вы остановились именно на фолке?

 В момент поиска стиля я часто слушал группы Bathory, Gods Tower и Cruachan. И как-то само собой это стало отражаться на музыке. И после первого записанного альбом, мы решили полностью направить все звучание и мелодику в сторону folk metal.

– Не планируете ли вы продолжить эксперименты?

 Да, мы постоянно экспериментируем, но эти эксперименты все равно остаются в рамках folk metal.

Кирилл Петренко