Theodor Bastard околдовали Минск. Репортаж

Осень 2012 года оказалась богатой на первые в своем роде выступления уникальных коллективов в Минске. Так, 21 ноября в клубе Re:Public состоялся сольный концерт российского ethno/darkwave/trip-hop проекта Theodor Bastard.

Первое, что удивляло и бросалось в глаза после входа — полупустой зал. На концерте едва ли набралось две сотни слушателей. Как прокомментировал это один из пришедших на концерт, «элитная культура никогда не будет массовой». Впрочем, всё относительно — сам Фёдор Сволочь, лидер проекта, сказал позже безо всякого сарказма: «Мы очень рады, что вас здесь сегодня так много».

Ждать начала концерта пришлось довольно долго. На экране вертелась коротенькая заставка с логотипом коллектива, а из колонок навязчиво и даже как-то неуместно доносились бодрые переливы “Старога Ольсы”. Наверное, та же Enigma больше подошла бы к случаю… На исходе часа слушатели стали активно призывать Theodor Bastard на сцену. Вскоре зазвучало интро, логотип сменился космическими пейзажами, и путешествие началось.

И вот музыканты появились на сцене, босиком, с искренними улыбками. Вокалистка Яна Вева сложила ладони в намасте, подходя к микрофону, и её чарующий грудной голос наполнил зал.

Медитативное звучание первых песен перемежалось благодарными аплодисментами, и спустя пару треков Фёдор Сволочь радостно приветствовал Минск в микрофон.

После того, как прозвучала волшебная «Tapachula», на сцене появился давний друг коллектива, талантливый мультиинструменталист Zmitser von Holzman, и группа презентовала абсолютно новую песню. По словам Фёдора, исполнялась она впервые только в этом туре. Звучание неназванного трека было по настроению очень близко к регги, особый колорит придавала мелодика Гольцмана.

Вообще стоит отметить поразительное многообразие инструментов, которые использовали Theodor Bastard. Чего стоят хотя бы терменвокс, задавший тон песне «Alteya», и настоящий диджериду, не говоря о целом складе различных духовых, перкуссий и каких-то уж совсем загадочных идиофонов!

Поистине, концерт выдался на редкость выразительным. Завораживающие танцы от белорусской tribal-студии Lilas и Татьяны и Марии Юриных, магические звуки акустической «Буду жить», гортанные мантры Фёдора в «Farias» и «Satori Aisha», зажигательное драм-шоу от Фёдора и Кусаса, блистательный видеоряд, танцовщицы в зале… По звучанию и виду Theodor Bastard очень напоминали великих Dead Can Dance, при этом всё проходило в такой позитивной, уютной, почти домашней атмосфере, что поневоле начинаешь задумываться — а где же здесь darkwave и тёмная сцена?

Не обошлось и без печальных моментов. Яна Вева из-за болезни ближе к концу выступления начала терять голос и допевала «Benga» усилием воли. «Я люблю зиму. Зима не любит меня» — говорила она, смущённо улыбаясь. Однако даже несмотря на это, Theodor Bastard вышли на бис, и Яна исполнила ещё пару композиций! Увы, концерт пришлось закончить, о чём Фёдор сообщил с видимым сожалением. Публика поняла и обошлась без традиционных выкриков «Ещё!», выражая свою благодарность бурными аплодисментами.

Напоследок музыканты выстроились в ряд и поклонились, как в театре — что ж, их выступление и было в некотором роде театром — и все, довольные друг другом, разошлись. Это было чудесное мероприятие, вселяющее уверенность: следующему приезду Theodor Bastard в Минск — быть!

Andrzej Peczyński